Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Неделя профессионального мастерства

Дата: 31 марта 2023 в 08:40, Обновлено 29 марта в 12:07

Рекомендуемые консультации для родителей

учителя-дефектолога Гапанцовой Елены Владимировны

 ГУО «Коммунаровская средняя школа Буда-Кошелёвского района»

  1. «Что такое заикание?»
  2. Как предупредить возникновение у детей затруднений при обучении их грамоте
  3. Необходимость дыхательной гимнастики
  4. Гиперактивные дети
  5. Рекомендации учителя-дефектолога родителям детей с речевыми нарушениями
  6. Речевая готовность ребенка к школе
  7. Бегом к учителю-дефектологу или Когда следует обратиться за помощью к детскому учителю-дефектологу?
  8. Учитель-дефектологические шифровки или Разбираемся в учитель-дефектологическом диагнозе
  9. УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ… 15 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
  10. «Учитель-дефектологические игры с мамой»
  11. Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми (Памятка для родителей)
  12. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
  13. Консультация по расширению представлений родителей о способах формирования мелкой моторики у детей в домашней среде.
  14. Как помочь ребёнку с дисграфией дома
    «Подготовка ребенка к школе»
  15. Консультация для родителей на тему «Учитель-дефектологическая гимнастика»
  16. Азбука для родителей
  17. Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников
  18. Мастер-класс «Учитель-дефектологическая гостиная «Игры за дружным столом»
  19. Когда молчание — золото
  20. Пальчиковые игры для развития речи
  21. Речевое развитие дошкольников
  22. Устранение оптической и моторной дисграфии
  23. Речевой материал для автоматизации звуков в речи [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З, З'] [К] [Л, Л'] [М] [Н] [П] [Р, Р'] [С, С'][Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ]
  24. Проблемы речевого развития ребенка
  25. Признаки нарушений речи
  26. Виды дефектов речи
  27. Причины нарушений речи
  28. Развитие речевого дыхания у детей
  29. Правила выполнения  дыхательных упражнений
  30. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
  31. Весёлая пальчиковая гимнастика
  32. Логопедические игры в песочной стране
  33. Недостатки произношения звука [с]
  34. Недостатки произношения шипящих (ш, ж, щ, ч)
  35. Недостатки произношения [л]- [л']
  36. Недостатки произношения [p]- [p']
  37. Недостатки произношения [г, к, х]- [г', к', х']
  38. Устранение оптической и моторной дисграфии
  39. Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных
  40. Речевой материал для автоматизации звуков в речи
  41. Динамические логопедические игры на асфальте по автоматизации звука «р»
  42. Веселые упражнения для закрепления звуков в речи
  43. Что же такое автоматизация звука?
  44. Развитие смыслового восприятия при автоматизации звука [с] на уровне слова и фразы
  45. Звука [с]
  46. Домашнее задание для автоматизации звука [ш]
  47. Автоматизация звука [ж]
  48. Автоматизация твёрдого звука «р» в словах и словосочетаниях»
  49. Берегите глаза
  50. Как беречь зубы
  51. Закаливайте свой организм
  52. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
  53. Здоровье человека и его признаки.
  54. Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук
  55. Индивидуальный  подход к ребенку
  56. Дружная семья
  57. Дидактическая игра "подбери посуду"
  58. «Простудные заболевания»
  59. Режимные моменты и их роль в сохранении здоровья следи за чистотой кожи
  60. Влияние труда дошкольника в семье на   формирование  у  него  нравственно-волевых   качеств.
  61. Советы Мойдодыра домашняя работа по теме «режим дня»
  62.  Памятка для родителей ребёнка-левши
  63. “Гимнастика для мозга” (образовательная кинезиология),
  64. “Играем пальчиками и развиваем речь”,
  65.  “Речь и умственное развитие”,
  66. «Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми»,
  67.  «Моделирование в описательной речи детей с ОНР»,
  68. «Развитие мелкой моторики рук»,
  69. «Дисграфия»,
  70. «Дети с особенностями психофизического развития «
  71. «Работа пункта коррекционно-педагогической помощи»
  72. Что же такое дисграфия?
  73. Роль родительского примера
  74. Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе
  75. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения .
  76. Педагогические основы работы с трудными    детьми.
  77. Воспитание трудолюбия в семье.
  78.   Как воспитать себе помощника?"
  79. Роль семьи в формировании  личности ребенка
  80. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Классификация дискалькулии.

Kosc L. выделяет несколько форм дискалькулии:

  1. Вербальная дискалькулия, которая проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий.

          Как показывают исследования, для профилактики вербальной дискалькулии значимыми являются: формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи; формирование понимания слов, обозначающих математические понятия; умение пользоваться математической терминологией. Работа по предупреждению дискалькулии включает также формирование пространственного восприятия; развитие зрительной и слуховой памяти; овладение лексико-грамматическим строем речи; развитие слухового восприятия; формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

  1. Практогностическая дискалькулия, при которой имеется расстройство системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов.

          Для профилактики практогностической дискалькулии значимыми являются: формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении; формирование счетных навыков; словесное обозначение системы счисления; понимание последовательности счета; называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев; развитие зрительно-пространственного восприятия; развитие моторики и зрительно-двигательной координации; развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи.

  1. Дислексическая дискалькулия, в основе которой лежит нарушение чтения математических знаков.

       Для профилактики дислексической дискалькулии значимым является: формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур; развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности; понимание математической терминологии.

  1. Графическая дискалькулия, которая проявляется в нарушении записи математических знаков и правильного воспроизведения геометрических фигур.

          Для профилактики графической дискалькулии значимым является: развитие ручной моторики; ориентировка в пространстве и на плоскости; развитие слухо-зрительно - двигательной координации; формирование представлений об образе предмета и его символического изображения; развитие зрительного восприятия; понимание математической терминологии; формирование аналитико-синтетической деятельности; развитие зрительной и слуховой памяти.

  1. Операциональная дискалькулия, которая связана с неумением выполнять математические операции.

          Для профилактики операциональной дискалькулии значимым является: формирование счетной деятельности; умение выполнять действия сложения и вычитания; понимание математической терминологии; развитие слухового и зрительного восприятия; умение пользоваться символикой; развитие аналитико-синтетической деятельности; развитие лексико-грамматического строя речи; развитие зрительной и слуховой памяти.

          Автор заметил, если дети не понимают и не используют в практической деятельности математический словарь, то коррекционная работа с ними будет направлена на профилактику всех видов дискалькулии. Если они не могут классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине, то это может привести к вербальной, дислексической, графической дискалькулии. Непонимание детьми способов увеличения или уменьшения чисел – фактор риска возникновения операциональной дискалькулии. Непонимание состава числа из двух меньших, незнание цифр детьми старшего дошкольного возраста, неумение найти место числа среди других натуральных чисел, назвать последующее или предыдущее число является фактором риска появления графической, дислексической и операциональной дискалькулии. Если дети недостаточно хорошо ориентируются в пространстве, на плоскости стола или тетради, можно предположить возникновение  у них в будущем  практогностической, вербальной, графической дискалькулии. Неумение оперировать математическими знаками может привести к операциональной, дислексической и графической дискалькулии.

       

Дискалькулия ( дис- + лат. calculo считать) – частичное нарушение способности производить арифметические действия.

Нарушения в овладении счетными операциями (эволюционная дискалькулия) часто обнаруживаются в группе  детей с трудностями в усвоении обучающей программы: у детей с нарушениями интеллекта, с сенсорными и моторными нарушениями, у детей с тяжелыми нарушениями речи. Дискалькулия у детей проявляется в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются:

- недостаточное овладение математическим словарем;

- неправильное называние чисел;

- неточное представление о графической структуре;

- механическое воспроизведение порядка следования чисел;

- трудности определения места числа в ряду натуральных чисел;

- недостаточное знание состава числа;

- трудности усвоения правил образования числа;

- трудности усвоения отношения числа к его соседям;

- несформированностью количественных отношений чисел;

- элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ счета);

- мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер

        Таким образом, затруднения у детей с дискалькулией носят комплексный характер и проявляются практически во всех аспектах математических знаний, умений и навыков у школьников и младших школьников. Дискалькулия у детей не является избирательным, изолированным расстройством. Во многих случаях оно сопровождается  нарушениями  чтения (дислексией), письма (дисграфией, дизорфографией). В настоящее время стало очевидным, что для успешного овладения даже элементарными математическими операциями необходим целый комплекс психологических предпосылок. В связи с этим методика коррекции дискалькулии носит комплексный характер и включает следующие направления:

  • Формирование восприятия и представлений различной модальности (зрительно-пространственных, временных представлений, слухового восприятия).
  • Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса.
  • Формирование зрительной моторики.
  • Формирование зрительно – моторной, слухомоторной координации и ритма.
  • Коррекция нарушений симультанного (одновременного) и сукцессивного (последовательного) анализа и синтеза, мыслительных операций сравнения, обобщения.
  • Формирование способности к символизации.
  • Развитие логических операций сериации, классификации, способности к умозаключениям.
  • Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками.
  • Интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий.

Эти дети имеют практические навыки счета, могут выполнить сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако, их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях и отношениях между величинами. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий.

          Словесное сопровождение хода выполнения задания значительно снижает темп работы. Трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля. Дети не могут проконтролировать одновременно речевую и практическую деятельность. Так, сосредоточившись на припоминании следующего числа, они забывают, какие предметы уже пересчитали.

          Школьники испытывают трудности в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы.

          Несмотря на то, что дети умеют создавать сериационный ряд по величине, различают длину, ширину и высоту предмета, им тяжело оперировать имеющимися знаниями, включать их в более сложную деятельность. Знания о величине предполагают обозначение полученных результатов сравнения по протяженности. Поскольку для этого необходимо использовать в речи различные формы имен прилагательных, что для дошкольников с нарушениями речи крайне трудно, они не могут назвать величину предмета.

             Представления о форме у данной категории детей сформировано недостаточно. Наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат. Дети ошибочно дифференцируют сходные геометрические фигуры, так как обобщение идет не на основе существенных признаков выделения свойств и анализа частей, а с опорой на зрительное восприятие.

          Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Так, сравнительно близко расположенные друг к другу предметы воспринимаются ими как непрерывность. При распознавании пространственных отношений дети старшего дошкольного возраста с нарушением в развитии речи часто пользуются приемом контактной близости, то есть отражаемое пространство для них еще диффузно. Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношение к себе и другим предметам.

               Они понимают значение основных, наиболее часто употребляемых предлогов и наречий. Однако затруднено активное использование этих частей речи в произвольном высказывании, что осложняет осмысление и оценивание расположения объектов и отношений между ними. Эти дети не осваивают словесную систему отчета по основным пространственным направлениям.

         Характеризуя восприятие времени школьниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представление о времени у них бедное, поверхностное, поскольку не сформировано умение строить связные высказывания о содержании деятельности в определенный отрезок времени, нет способов оценки разных сторон времени, необходимых для регулирования своей собственной деятельности. Они не объясняют причинно – следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).

         При выполнении знакомых математических заданий детям требуется не только организующая и направляющая помощь, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение всего задания. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Это осложняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.