Комплекс психокоррекционных упражнений по развитию внимания
Развитие объёма внимания на математическом материале
1. Игра «Вспышка» (карточки показать на 1 сек., затем закрыть. Ребёнок должен назвать то, что успел запомнить). Оборудование: 15-20 карточек с изображением букв, цифр, геометрических фигур и различных предметов.
2. Игра «Отыскивание чисел» (показать и назвать все числа от 1 до 25: а) в порядке возрастания; б) в порядке убывания).
Оборудование: таблицы Шульте с числами.
3. Игра «Пропущенные цифры». (Найти все цифры а) в порядке возрастания; б) в порядке убывания; в) назвать пропущенные цифры).
Оборудование: таблицы с цифрами.
4. Игра «Расстановка чисел» (расставить в клетках пустого квадрата числа в возрастающем (убывающем) порядке. Которые расположены случайно в заполненном квадрате). Оборудование: таблица с цифрами.
5. «Игра для внимательных».
2-6-3-4-5-8=12 (Правильный ответ: 2+6-3+4-5+8=12).
9-8-1-3-5-2=12 (Правильный ответ: 9+8+1-3-5+2=12).
8-6-1-7-9-5=12 (Правильный ответ: 8-6-1+7+9-5=12).
3-2-1-4-5-3=12 (Правильный ответ: 3-2-1+4+5+3=12).
7-9-8-4-3-5=12 (Правильный ответ: 7+9+8-4-3-5=12).
1) между цифрами расставить знаки «+», «-» так, чтобы получилось число 12;
2) каких знаков, «+» или «-», было больше?
3) какие цифры встречались чаще?
4) сколько действий в каждом примере?
6. Игра «Сделай так же» (предлагаются образцы фигур, их соединения, которые необходимо воспроизвести). Оборудование: рисунки.
7. «Сколько и какие геометрические фигуры на чертеже?» Оборудование: чертежи.
8. Игра «Кто внимательный?» (найти сходство и отличие). Оборудование: рисунки.
9. Игра «Что изменилось?» «Чего не стало?» Оборудование: предметы, картинки, карточки.
10. Физкультминутка «Кто самый быстрый и ловкий?» (команда: «Все в домики», учащиеся должны занять стульчики, которых меньше, чем участников).
Развитие объёма внимания на программном материале по русскому языку
1. «Ералаш».
Злой кабан сидел на ветке.
Пароход томился в клетке.
Соловей точил клыки.
Дикобраз давал гудки.
(Расставьте всё по своим местам).
2. «Корректурная проба». Оборудование: бланк с буквами.
3. «Зашифруй слово цифрами».
С И Р У Л Т З А Б
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Арбуз – 83947
Оборудование: таблица.
4. «Найди слова» (Из буквенного текста вычленять слова
РЮКЛБЮСРАДОСТЬФРКНП
5. «Добавь слово» (один ученик называет слово, второй называет это слово и добавляет своё, третий – повторяет первые два слова по порядку и называет своё и т.д.). Например: 1-ый учащийся – «солнце»; 2-ой – «солнце светит»; 3-ий «солнце светит ярко»…
6. «Угадай!» (1-ый ученик выходит за дверь, остальные получаю карточки со словами предложения (правила), которое произносится хором одновременно. Задача вошедшего учащегося понять и произнести предложение целиком). Оборудование: карточки со словами.
7. «Сколько предметов (слов) ты заметил?» (Предъявляется лист с изображением 4-10 предметов (слов), затем он убирается, дети называют предметы (слова), которые увидели). Оборудование: рисунок.
8. «Предметы сюжетной картинки». (Рассмотреть сюжетную картинку (1 мин.) и по памяти написать названия отдельных предметов, изображённых на картинке, дополнительно ответы на вопросы по картинке). Оборудование: сюжетная картинка.
9. «Соединение частей разорванных предложений».
10. «Выделение слов и предложений в слитном тексте».
11. «Посмотри вокруг» (назвать предметы в комнате:
- предметы, которые начинаются с одной буквы;
- предметы, обозначающие одни и те же части речи;
- предметы, названия которых состоят из 2-ух, 3-ёх слогов;
- слова, которые не делятся для переноса).
12. «Что изменилось?»
«Чего не стало?» Оборудование: предметы-карточки, слова-карточки.
Развитие распределения внимания на математическом материале
1. Игра «Отыскивание чисел» (показать и назвать все числа от 1 до 25 в порядке возрастания/убывания). Оборудование: таблицы Шульте с числами.
2. Игра «Пропущенные числа» (отыскать по порядку пропущенные в таблице числа; каждое пропущенное число зачеркнуть в бланке, где все числа от 1 до 40 расположены по порядку).
Контрольный бланк
14 5 31 27 37 1 8 15 22 29 36
40 34 23 1 20 2 9 16 23 30 37
19 16 32 13 33 3 10 17 24 31 38
2 6 8 25 9 4 22 18 25 32 39
12 26 36 28 39 5 12 19 26 33 40
6 13 20 27 34
7 14 21 28 35
3. «Конструирование из геометрических форм». (Слушать стихотворение и одновременно конструировать из геометрических форм). Оборудование: геометрические фигуры, палочки.
4. «Два дела одновременно». (Подсчитать число качаний маятника и пересказать содержание репродукций). Оборудование: маятник, репродукция.
5. «Юлий Цезарь».
Вариант 1. Совершать одно действие двигательное и одно умственное (например, приседать и считать от 1 до 30) (ритм выполнения не должен совпадать).
Вариант 2. Совершать 2 двигательных действия и последовательно прибавлять к одной и той же цифре все цифры от 1 до 10 и называть ответ (5+1=6, 5+2=7, 5+3=8).
Вариант 3. Одновременно левой рукой гладить себя по животу, правую руку поднимать вверх и опускать вниз и отвечать быстро на арифметические вопросы (3+5; 4+8 и т.д.)
Вариант 4. Одновременное выполнение нескольких умственных действий (например, одновременно решать в тетради простые арифметические примеры и слушать рассказ учителя, после чего точно пересказать услышанное, или повторить слово, которое часто встречается).
6. «Найди отличия». Оборудование: рисунок.
7. Физкультминутка «По половице с тремя горошинами». Пройти по половице от одной стенки к другой, не уронив 3 горошины, которые лежат на книге, которую ребёнок держит на ладони.
Развитие распределения внимания на программном материале по русскому языку
1. «Корректурная проба». Оборудование: таблицы букв.
2. «Вычёркивай буквы и слушай». (Слушать рассказ, который читает учитель и вычёркивать на бланке буквы (1-2)). Оборудование: таблица-текст.
3. Игра «Кто больше увидит и запомнит?». Учитель считает до 20, учащиеся за это время должен найти и запомнить все предметы в классе на заданную тему. При произнесении учителем последнего числа – «двадцать!»— все закрывают глаза. Один ученик перечисляет всё, что запомнил, остальные дополняют. Затем дети открывают глаза и считают, сколько предметов пропустили.
4. Игра с мячом. «Разноцветные мячики».
Учитель в случайном порядке бросает мячи разного цвета. Если ученик поймал мяч красного цвета, он должен назвать слово, которое можно переносить; если мячик синий – слово, которое переносить нельзя. Оборудование: мячики разного цвета.
5. Физкультминутка. «Удержи книгу». Перенести на голове книгу, не держа её руками. Выполнять различные физические упражнения с книгой на голове.
Развитие устойчивости и концентрации внимания на математическом материале
1. «Цифры в кривом зеркале». В таблице в случайном порядке располагаются цифры от1 до 55 разной формы, величины и с разной штриховкой.
А) Отыскать и назвать числа в порядке возрастания, указывая на них указкой.
Б) ) Отыскать и назвать числа в порядке убывания, указывая на них указкой.
В) Найти только все чётные или нечётные цифры. Оборудование: таблица-рисунок.
2. «Запретный номер. Выбирается «запретная цифра», при счёте вместо неё делается хлопок. (Например, число 4 и числа, заканчивающиеся на 4 – 24, 34, 84). Можно увеличить число «Запретных цифр».
4. «Перебивалки». 2 игрока одновременно считают вслух: один называет только чётные цифры от 1 до 100, другой – нечётные.
5. «Считаем вместе».
Участники игры по очереди должны выполнять сложение или вычитание однозначных чисел.
1-й называет число, например, 9;
2-ой называет знак, например, +;
3-ий называет число:… 3;
4-ый называет знак: =;
5-ый называет сумму;
6-ой называет знак, «+» или «-» и т.д.
6. «Забавная арифметика».
Вариант 1. Ведущий называет ряд из 3-ёх цифр, например: 4, 7, 1. Ребёнок называет цифры в обратном порядке (1,7,4).
Вариант 2. Назвать числа, а не цифры (273 - 372).
Вариант 3. Цифры называются не в обратном порядке, а в возрастающем (убывающем). (2714 – 1247 (7421)
Вариант 4. Состав числа: ведущий называет любое однозначное число (от1 до 9), а игрок должен назвать число, недостающее до 10 (т.е. разность между 10 и названным числом. Например: 6 – 4 (10).
Вариант 5. Перейти к двузначным числам (усложнение).
Вариант 6. Игрок должен назвать число в 2 (3, 4) раза больше, чем назвал его ведущий.
7. Игра «Неразбериха». Сложить из частей геометрическую фигуру. Оборудование: фигура, разрезанная на части.
8. «Найди такую же фигуру».
«Найди одинаковые фигуры». Оборудование: рисунок.
9. «Подбери предметы к форме». Рассмотреть нарисованные предметы и геометрические формы. Закрыть глаза и назвать предметы, похожие на треугольник, квадрат, круг и т.д. Открыть глаза и проверить себя. Сосчитать предметы, напоминающие прямоугольник, треугольник и т.д. Оборудование: рисунок.
10. «Выложи по образцу» (по памяти). Оборудование: палочки.
11. Физкультминутка «Слушай хлопки». Ведущий хлопает в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 секунд.
1 хлопок – «аист»; 2 хлопка – «лягушка»; 3 хлопка – возобновить ходьбу.
Развитие устойчивости и концентрации внимания на программном материале по русскому языку
1. «Слова-невидимки». Ведущий пишет на доске (на стене, в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого.
2. «Невидимые слова». Аналогичное задание, только слова записываются не по буквам, а целиком.
3. «Синтез слов из звуков». Ведущий произносит слово по отдельным звукам. Дети синтезируют эти звуки в слово. 2 параметра усложнения: длина слова и темп произнесения звуков. Далее дети сами могут загадывать слова из звуков.
4. «Игра «Алфавит». Между детьми распределяются буквы алфавита. Ведущий диктует какую-либо фразу. Учащиеся, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Каждый свою букву обозначает хлопком в ладоши.
5. «Пишущая машинка». Ведущий предлагает напечатать интересную поговорку, считалку и т.д. Например: «Не говори не умею, а говори научусь». Фраза написана на доске. («Чтение – вот лучшее учение»). Учащиеся должны по очереди называть буквы. Каждая буква обозначается хлопком в ладоши. Когда слово кончается, все должны встать. Знак препинания – все топают ногой. Конец строки – все хлопают в ладоши.
Буквы можно разделять на гласные и согласные (гласная – хлопок в ладоши, согласная – хлопок рукой по столу).
Усложнение: фраза читается учителем, ученики воспроизводят её в уме и «печатают» по памяти как описано выше.
6. «Спрятанное слово».
ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ
ФТШВЗЧПКРСАГПОМЫСЫ
ЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ
Зачеркнуть буквы, встречающиеся более чем один раз и прочитать оставшиеся буквы. (Будь врагом лени).
7. «Запомни и покажи». Учитель быстро показывает ребёнку 2-3 картинки (названия) из общей стопки. Затем раскладывает все приготовленные картинки (названия), а ребёнок должен показать и назвать те картинки, которые ему были предъявлены вначале. Оборудование: предметные картинки, слова-карточки.
8. «Выбери звуки». Учитель называет слово, учащиеся записывают только гласные буквы (рука – уа); можно только согласные (только звонки, только глухие и т.д.).
9. «Какое слово спряталось?» Из каждого слова исключить по одному звуку так, чтобы получилось новое слово:
хлев, уточка.
10. Чтение текста или его прослушивание с последующим выделением из текста предложений с определённым количеством слов (2,3,4); слов, с определённым количеством слогов (звуков); слов на определённое правило, заданную часть речи, на заданную букву, с заданным звуком и т.д.
11. «Строгий учитель». Предлагается 2 текста: один правильный, второй со смысловыми ошибками (пропуски, перестановка, удвоение, подмена слов, слогов, букв). Задача учащихся найти и исправить все ошибки.
На верхушки каланчи
Ден и ночь кричат врачи.
Старые лебеди склонили горые шеи.
Летом выпал снег.
Зимой в саду расцвели яблони.
Как нет на свете бес ножек столов..
Давайте, ребята, учится считат…,
Делит , умножат…
12. «Пишем предложение». Кто-то из игроков играет роль подлежащего, кто-то – сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то – предлога, запятой, точки и т.д. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде. Затем ведущий диктует предложение, учащиеся изображают его. Оборудование: слова-карточки.
13. «Волшебный город». Одновременно слушать стихотворение и дорисовывать незаконченную картинку. Оборудование: рисунок.
14. «Знаете ли вы пословицы?». Каждому предлагается пословица: изменённая или правильный её вариант. Ребёнок должен произнести пословицу правильно.
Без труда выловишь рыбку из пруда.
Сначала начинай, потом подумай.
Семь раз отрежь, один раз примерь.
Дело мастера не боится.
15. «Подумай и скажи». Выделить в стихотворении одинаковые слова, объяснить их значение.
Собирала Маргаритка,
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.
Развитие переключаемости внимания на математическом материале
1. «Корректурная проба». На двух строчках вычеркнуть треугольники и квадраты (цифры 3 и 6), а на третьей – ромбы и овалы (цифры 4 и 7). Затем опять вычеркнуть на двух строчках треугольники и квадраты, а на третьей - ромбы и овалы и т.д. Оборудование: таблица с геометрическими фигурами, цифрами.
2. «Отыскивание чисел». Показать и назвать все числа от 1 до 25 в порядке возрастания/убывания. Оборудование: таблицы Шульте с числами.
3. Задача-шутка «Кто получил двойку?».
Учитель читает стихотворение, учащиеся должны успеть сосчитать, сколько учеников в классе.
В нашем классе два Ивана,
Две Татьяны, две Светланы,
Три Катюши, три Галины,
Пять Андреев, три Полины,
Восемь Львов, четыре Саши,
Пять Ирин и две Наташи.
И всего один Виталий, Сколько всех вы насчитали?
Далее учитель читает продолжение стихотворения, учащиеся должны сказать, сколько ребят получили «пятёрки»?
Вот отметки по контрольной:
Получили «пять» все Саши, Иры, Кати и Наташи.
Сколько ребят получили «четыре»?
По «четвёрке» Тани, Гали, Львы, Полины и Виталий.
Сколько ребят получили «три»?
Остальные все Иваны, все Андреи и Светланы
Получили только «тройки».
А кому достались «двойки»?
4. Физкультминутка «Наоборот». Ведущий показывает движения, учащиеся должны делать наоборот. Если ведущий поднимает руки, ребята должны их опускать. Если ведущий сложит ладони в кулак, дети должны разжат ладони.
5. Физкультминутка «Нос – ухо – нос». (Учитель говорит «ухо» показывает на подбородок).
Развитие переключаемости внимания на программном материале по русскому языку
1. «Корректурная проба». Например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», на третьей – «к» и «ч». Затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», на третьей – «к» и «ч» и т.д.
2. «Буква-таблица».
Вариант 1. Последовательно найти и показать все буквы и цифры, следуя таким правилам: а)цифры называются в порядке возрастания, буквы – в алфавитном порядке; б) называние цифр и букв обязательно чередуется («1», «А», «2», «Б» и т.д.). Можно пользоваться карточкой, на которой написана последовательность букв алфавита.
11 4 3 9 Б 2
В Р 15 М 13 Е
Л 17 1 19 И 7
6 8 Д 16 П 10
14 О С А Н 5
Ж З К 12 18 Г
Вариант 2. Найти и показать цифры и буквы по порядку, но а) цифры должны называться в порядке убывания (начиная с 19), а буквы – по алфавиту; б) задание аналогично 1 варианту («19», «А», «18», «Б», и т.д.). Игру можно проводить с учётом времени, а также в условиях соревнования. Оборудование: таблица, в которой в случайном порядке расположены набор цифр от 1 до 19 и набор букв от А до С (пропущены буквы Е и Й).
3. «Разноцветные буквы».
-Найти все жёлтые гласные. Сколько их?
-Сколько синих согласных?
-Сколько красных гласных? и т.д.
Ответ дети показывают молча, подняв руки, числом пальцев. Затем один ученик показывает найденные буквы указкой в большой таблице, а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Оборудование: таблица с изображением гласных и согласных букв разного цвета (использовать от 3 до 5 цветов).
4. «Сюжетная картинка». После демонстрации картинка убирается, ребёнок описывает по вопросам всё, что он увидел и запомнил. Оборудование: сюжетная картинка.
5. Физкультминутка «Летает – не летает». Если учитель называет летающий предмет, учащиеся машут руками и говорят «летает», если не летающий – движение не выполняется.
7. Физкультминутка «Четыре стихии».
Если ведущий скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз; «вода» - вытянуть руки вперёд; «воздух» - поднять руки вверх; «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
8. Физкультминутка «Запретные движения».
Дети стоят в кругу, ведущий – в центре. Он показывает несколько движение, одно из которых (например, приседание) «запретное». Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного.
9. Физкультминутка «Повтори- отличись». По команде «повтори!» нужно повторить действия учителя. По команде «отличись!» - показать совершенно другое движение.
Развитие наблюдательности, произвольности и избирательности внимания
1. «Заколдованные цифры». Нужно кидать друг другу мячик и одновременно называть цифры по порядку. Но при этом нельзя называть цифры 3, 5, 8, а также любые другие (двузначные) цифры, содержащие 3, 5, 8 (13, 15, 18 и т.д.). Вместо них делается хлопок. Следует заранее договориться, до какой цифры идёт игра (30, 100). Оборудование: мяч.
2. «Подчеркни слова».
Предлагается буквенный текст, в котором «спрятаны» разные слова. Ребёнку необходимо как можно быстрее прочитать этот текст, найти и подчеркнуть имеющиеся слова. Необходимо научить детей анализировать строку по частям.
ЫРКУЖВШЭЕЖЙФЪЯДНЮСУПТРОВРЧАЙЛИЩУХО
ЮЬЯТАЗУГЕКН
ФЫЯЙЦОМАЮНЕБОЖХЕМУХАТОЪЛЫЖИПЮНАИСТ
ГУВАЗАМРОЗА
3. «Спрятанные слова». Обнаружить в этом «хаосе» букв спрятанные слова. Слова могут читаться по вертикали, по горизонтали и по диагонали в любом направлении (снизу вверх, слева направо и т.д.). В данной таблице «спряталось» 16 слов (пар, сад, кора, кол, бак, лак, бор, ус, рука, бык, мак, жук, дом, рис, лев, кок). Оборудование: таблица, содержащая 10-15 слов из 3-4 букв.
Й П А Р Е Д
К Я К О Р А
О А Ш О У С
Л Ф Б Ы К Р
Е Ж У К А И
В Ы Д О М С
4. «Грибной кузовок». Учащийся записывает в тетради следующие слоги: ка-ро-мас-лё-сы-еж-вик-нок-под-оси-вик-ры—ка-жик-ка-сич-ли-под-ре-бе-зо-но-нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.
По тропинке во весь дух
Мчится из лесу петух!
Он кричит: ку-ка-ре-ку!
Честь и слава грибнику.
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой!
Из-под ёлки фыркнул ёж
-Все грибы ты растрясёшь!
Ёжик прав: у Петуха
В кузовке одна труха.
Чтоб узнать, какие грибы собрал Петух, нужно подобрать так слоги друг к другу, чтобы получились названия грибов. Какие же грибы были у петуха? (Маслёнок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберёзовик, рыжик, опёнок, лисичка).
5. «Запретные слова».
Ведущий задаёт вопрос, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить 2 «запретных» слова, например, «да» и «зелёный».
Вопросы ведущего:
-Ты любишь бананы?
-Какая трава летом?
-Ты когда-нибудь ел торт?
-Какого цвета иголки на ёлке?
-Ты умеешь писать?
-Какие бывают листочки на деревьях весной? И т.д.
Ребёнок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Можно поменяться ролями: ученик задаёт вопросы, учитель отвечает.
Усложнение: ввести большее количество запретных слов; ограничить такими словами игрока, задающего вопросы (например, запретить использовать в вопросах слова «какой», «какая» «какие», «ты» и т.д.).
6. Физкультминутка «Шерлок Холмс».
Ведущий рассматривает внешний вид игроков и выходит из комнаты. Игроки меняют некоторые детали своего внешнего вида – «сыщик» их обнаруживает. Можно вносить 3-4 (и более) изменений в расположение предметов в комнате, мелких деталей на рисунке и т.д.
7. «Исследователь». Нужно называть все окружающие предметы, для которых характерен заранее выбранный признак (форма, цвет, материал, называется на определённую букву и т.д.). Можно задавать сочетание нескольких признаков. Например, назвать как можно больше предметов:
а) зелёного цвета;
б) зелёного цвета и круглых;
в) деревянных, начинающихся с буквы «с»;
г) каменных, жёлтых, прямоугольных и т.д.
8. «Пантомима для наблюдательных».
Учитель показывает пантомимы, ученик должен угадать, что данное действие означает («ем фрукты», «наливаю чай», «играю в футбол», «накрываю на стол», «гуляю по пляжу», «делаю уборку в квартире», «кого-то ругаю или хвалю» и т.д.).
9. «Зеркало».
«Зеркало» должно внимательно следить за всеми жестами, мимикой, позами артиста и повторять их.
10. Игра «Два мяча».
Правила: большой мяч надо ловить всегда, а маленький – только если его кидают молча. Если игрок, бросающий мяч, крикнет «Лови!» - ловить такой мяч нельзя. (Мячи лучше кидать по очереди). Оборудование: мячи разного цвета или размера.
Упражнения мозговой гимнастики
1) Перекрестные движения - активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний.
Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны.
Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.
2) Шапка для размышлений – улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь.
«Надеть шапку» - дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза.
Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.
3) Качание головой – улучшает мыслительную деятельность, чтение.
Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
После этого голос звучит более уверенно.
4) Качание икр – улучшает мыслительную деятельность, внимание, понимание при чтении.
Возьмитесь за спинку стула впереди себя, поставьте вперед правую ногу и немного согните ее в колене. Левая нога сзади вытянута. Одновременно с наклоном вперед и выдохом мягко прижмите находящуюся сзади пятку к полу. Затем приподнимите пятку и сделайте глубокий вдох. Повторите 3 раза, меняя ноги. Чем больше согнута находящаяся впереди нога в колене, тем большее растяжение чувствуется в икрах сзади.
5) Ленивые восьмерки – активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
6) Заземлитель – улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении.
Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо, левую направьте строго прямо. При выдохе согните правое колено. Вдохните, одновременно напрягая правую ногу. Бедра держите «собранными». Это поможет укрепить бедра и стабилизировать спину. Повторите упражнение 3 раза. Затем сделайте то же самое левой ногой.
7) Активизация руки – улучшает зрительно-моторную координацию.
Держите одну вытянутую вверх руку рядом с ухом, другой рукой обхватите за головой локоть вытянутой руки. Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одновременно активизируя мышцы и подталкивая кисть другой рукой в четырех направлениях (вперед, назад, к себе, от себя).
8) Сова – улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.
Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад, посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держась за плечо другой рукой.
Можно добавить вокализацию: голова у плеча – вдох, голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-х», голова у другого плеча – вдох и т.д.
9) Слон – улучшает восприятие, правописание, при чтении – слушать и понимать услышанное.
Согните левое колено, «приклейте» голову к левому плечу и вытяните руку, показывая пальцем поперек комнаты. Используя грудную клетку, двигайте верхнюю часть тела так, чтобы рука описывала ленивую восьмерку. Рука остается неподвижной относительно туловища, так же как и плечи, и голова. Смотрите дальше пальцев (если вы видите две кисти, все в порядке). Повторите движение другой рукой.
10) Точки Кука – трансформирует отрицательные эмоции в положительные, улучшает внимание, ясное восприятие речи.
Упражнение состоит из двух частей, выполняется сидя. Сначала надо положить левую щиколотку на правое колено, затем обхватить правой рукой левую щиколотку, а левую руку положить на подошву левой стопы (можно положить правую щиколотку на левую ногу). Сидите так одну минуту с закрытыми глазами, глубоко дыша, язык прижат к небу. Выполняя вторую часть упражнения, расплетите ноги и соедините кончики пальцев рук, продолжая глубоко дышать еще одну минуту.
11) Симметричные рисунки – улучшает зрительно-двигательную координацию.
Дети должны рисовать симметричные рисунки двумя руками одновременно (к себе, от себя, вверх, вниз). В результате получаются интересные формы, возникает чувство расслабления рук и глаз, улучшается процесс письма.
12) Точки (кнопки) мозга – улучшает внимание, чтение.
Одну руку дети кладут на пупок, другой – массируют точки, которые расположены сразу же под ключицей с правой и левой стороны груди. При выполнении движения они представляют, что на носу находится кисточка и «рисуют» ею бабочку или восьмерку на потолке. Дети также могут водить глазами по стене в том месте, где стена пересекается с потолком.
13) Точки равновесия – улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений.
Дотроньтесь двумя пальцами одной руки до впадины у основания черепа (сразу за ухом), другую руку положите на пупок. Дышите, поднимая энергию вверх. Через минуту положите пальцы на точки за другим ухом.
14) Точки пространства (космические кнопочки) – улучшает мыслительную деятельность.
Положите два пальца над верхней губой, а другую руку – на копчик. Держите так минуту, «вдыхая» энергию вверх по позвоночнику.
15) Точки земли – помогает накапливать силы.
Массирование двух точек одновременно – одна находится в ямке под нижней губой, а вторая в середине края кости (лобковой) внизу живота. Между ними образуется связь – меридиан энергии, который помогает накапливать силы.
Упражнения, стимулирующие мозг при решении сложных задач,
при работе, требующей особого напряжения
1) Мягко массируем (легко надавливая и чуть натягивая кожу на лбу между точками), закрыв глаза, «кнопочки мозга» - точки, расположенные симметрично относительно линии, вертикально делящей лицо пополам, над глазами, посредине между бровями и линией роста волос. – При сильном волнении, перед контрольной, диктантом, экзаменом.
2) Медленно двигаем уши, держа их за кончики, взад-вперед (по 10 раз). В крайнем положении на мгновение задерживаем. Глаза при этом то закрываем, то открываем. – Помогает лучше воспринимать на слух и говорить самому, обостряет память и внимание.
3) Примерно минуту массируем круговыми движениями верхнюю часть щек в области скул.
4) Круговыми движениями массируем одновременно подбородок и лоб, медленно считая до 30.
5) Массаж областей сверху и снизу глаз. Это надо делать очень легко и осторожно.
6) Такими же легкими движениями пробегаем пальцами от уголка глаза до кончика носа и обратно (10 раз).
7) Широко раскрываем рот и вращаем нижней челюстью (10 вращений) – Когда устали глаза или рот.
8) Медленное вращение головой, прикрыв глаза. – Помогает пересекать среднюю линию.
Разминка для мозга
Руки «домиком».
Поза восьмерки.
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи
Какого цвета не стало?
Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и внимания
Перед ребенком разложен цветные карандаши или фломастеры основных цветов и их оттенков (до 9 штук). Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.
Ласковые лапки
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия
Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Рисование на спине
Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения.
Дети встают спиной к психологу. Психолог рисует пальцем на спине ребенка любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник). Ребенок называет, какая фигура нарисована. Затем дети могут рисовать фигуры друг у друга на спине .Вариант. «Рисование на ладошках», ребенок с закрытыми глазами угадывает, что ему нарисовали.
Чудесный мешочек
Цель: развитие тактильного восприятия, внимания и памяти.
Детям предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывает в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем вынимают и показывают игрушку всем участникам группы. Задание можно усложнить, предложив детям достать определенную игрушку; или предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать. Вариант «Что исчезло?». Перед ребенком выставляют 10 мелких игрушек. Он запоминает их, затем закрывает глаза. Одна игрушка убирается. Ребенок должен ее отгадать.
Что изменилось?
Цель: развитие внимания, памяти и наблюдательности, формирование коммуникативной компетентности.
Выбирается два ребенка: внешность одного необходимо запомнить, а второй – отгадывает, что изменилось. Потом один из них поворачивается спиной, пока остальные совершают три изменения во внешности первого ребенка, например: переодевают туфли с одной ноги на другую, убирают заколки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать, на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами. Варианты: отгадывать изменения может вся группа детей, тогда меняет внешность ребенка взрослый. Либо водящий угадывает, кто из детей поменялся местами.
Дотронься до...
Цель: развитие свойств внимания, повышение психической активности детей.
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Найди свою половинку
Цель: развитие внимания и наблюдательности, деление группы на пары.
Для игры необходимо несколько карточек, разрезанных на две половинки. Половинки перемешиваются и раздаются детям по одной. Затем по его сигналу каждый ребенок должен найти соответствующую половинку. В работе с тревожными детьми нельзя включать соревновательный момент, поэтому в конце игры можно похвалить детей за выполнение задания вообще, но не за быстроту. Если в ходе выполнения дети начинают торопиться или нервничать, то им необходимо помочь, предложив несколько способов нахождения пары.
Отличия
Цель: развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Игру можно проводить в парах детей.
Съедобное – не съедобное
Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления.
Взрослый произносит разные слова. Дети должны хлопать только на «съедобные» слова(например, мороженое, картошка)Открытка, заяц, морковь, дерево, поезд, хлеб, огурец, ромашка, слон, слива, мяч, свекла, трава, школа, горох, елка...Вариант. «Овощ – не овощ», «Летает – не летает», «Мебель – не мебель», «Живое – не живое» и т.п. Игру можно проводить с мячом, тогда ребенок должен поймать мяч или не ловить его. Игру можно усложнить: на «фрукты» - хлопать, а на «транспорт» - топать.
Какое что бывает?
Цель: закрепление свойств и качеств предметов; развитие способности классифицировать предметы по форме, размеру, цвету, определенному признаку; расширение кругозора, стимуляция познавательной активности.
Взрослый задает вопрос, а дети по очереди называют как можно больше вариантов. Ребенок, дающий последний вариант, выигрывает и получает фишку. Что бывает красным? белым? квадратным? железным? холодным (горячим)? стеклянным? высоким? круглым?
Укрась слово
Цель: развитие образного вариативного мышления
Дети по очереди подбирают как можно больше определений к данному слову.
Осень (какая она?)… Дом (какой он?)… Зима (какая она?)… Лето (какое оно?)… Бабушка (какая она?)… Цветок (какой он?)… Мама (какая она?)… Игра (какая она?)…
Рыба, птица, зверь
Цель: Развитие переключения внимания, памяти, мышления.
Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться.
Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т.д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.
Гимнастика для пальчиков
Цель: развитие межполушарных взаимосвязей головного мозга, развитие тонкой моторики
- Руку положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
- Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой.
- Ладони лежат на столе. Поочерёдно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
- Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.
- Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный
Профессия – действие
Цель: активизация словаря и мыслительных процессов, развитие умения соотносить действия людей с их профессией.
Перед игрой с детьми уточняются понятия «профессия» и «действия». Детям объясняют, что человек, имеющий профессию, работает и выполняет какие-то действия. Затем дети называют профессии, какие знают. После взрослый называет профессию, а дети вспоминают все действия человека этой профессии.Врач – осматривает больных, лечит, слушает, делает уколы и т.д. Портной – кроит, утюжит, шьет, вяжет, примеряет и т.д. Няня – раскладывает еду, накрывает на столы, моет посуду и т.д. Воспитатель – играет с детьми, читает сказки, учит на занятиях и т.д. Шофер – сидит за рулем, заправляет машину и т.д.
Три предмета
Цель: закрепление умения классифицировать.
Взрослый называет одно слово (например, мебель) и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать три слова, подходящие к «мебели» (стол, диван, кровать) и кинуть мяч обратно. Следующему ребенку называется другая категория, например, овощи. В игре используются все известные детям обобщающие категории (звери, насекомые, деревья, птицы, одежда, бытовые приборы и т.д.)
Кто лучше слышит
Цель: развитие слухового внимания, мышления; умения работать сообща.
Группа детей отворачивается и закрывают глаза. Водящий издает различные звуки: шуршит бумагой или целлофаном, стучит карандашом, барабанит пальцами, звонит в колокольчик и т.п. Затем дети открывают глаза и перечисляют звуки, которые они услышали
Запомни хлопки
Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание положительного настроя. Дети ходят по комнате. По сигналу взрослого все выполняют следующие действия:
- На один хлопок – присесть и закрыть глаза руками
- На два – объединиться в пары
- На три – встать на одну ногу
- На четыре – образовать круг и взяться за руки
Овощи, мебель, цветы
Цель: развитие образно –логического мышления, внимания, создание положительного настроя.
Дети сидят в кругу. Взрослый наклеивает на одежду детей по одному стикеру с изображением различных овощей. Каждый овощ должен повторяться не менее двух раз. Взрослый говорит: «Меняются местами» и называет один или два овоща, например «морковки» и «картошки». Дети с назваными стикерами должны пересесть на другой стул. Если водящий называет «овощи», местами меняются все дети. Вместо овощей можно использовать различные обобщающие категории: мебель, цветы, фрукты, транспорт и т.д.
Путаница
Цель: Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка.
Ведущий, бросая мяч ребёнку, называет любое существительное. Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим. Например: ВОРОНА …МЫЧИТ ВРАЧ…ЧИРИКАЕТ Варианты одушевлённых существительных: КОРОВА, СОБАКА, КОШКА, ДЕВОЧКА, МЕДВЕДЬ, КОЗА, ШОФЁР, ПАРИКМАХЕР, БАБОЧКА, УЧИТЕЛЬ, ЛЁТЧИК, РЫБА, ПТИЦА, МИЛИЦИОНЕР, МАЛЬЧИК, МУХА, БАЛЕРИНА, ЗМЕЯ, ЧЕРЕПАХА, КУРИЦА, БАБУШКА, КЛОУН, БУРАТИНО, ДЕРЕВО, ЦВЕТОК.
Кто кем был?
Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать
Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?» ЦЫПЛЁНОК (ЯЙЦОМ), ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЁНКОМ), КОРОВА (ТЕЛЁНКОМ), РЫБА (ИКРИНКОЙ), ЯБЛОНЯ (СЕМЕЧКОМ), БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ), ХЛЕБ (МУКОЙ), ШКАФ (ДОСКОЙ), ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ), РУБАШКА (ТКАНЬЮ), ДОМ (КИРПИЧОМ), ЖЕНЩИНА (ДЕВОЧКОЙ), СОБАКА (ЩЕНКОМ), СВИТЕР (ШЕРСТЬЮ), ПТИЦА (ПТЕНЦОМ), КОЗЁЛ (КОЗЛЁНКОМ), ОВЦА (ЯГНЕНКОМ), МАСТЕР (УЧЕНИКОМ)Вариант: «Кто кем будет?»
Закончи предложение
Цель: развитие словесно – логического мышления. Взрослый бросает мяч одному из детей и говорить начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение. Конфета сладкая, а лимон... Корова мычит, а свинья... Днем светло, а ночью... Солнце желтое, а небо... Летом жарко, а зимой... Самолет летит, а машина... Днем мы обедаем, а вечером... Петух кукарекает, а ворона... Кузнечик прыгает, а птица... Ты смотришь глазами, а слышишь... Гусеница ползет, а рыба... Лиса живет в норе, а птица в... Ты нюхаешь носом, а ешь... Помидор красный, а огурец... Читатель читает, а писатель... Повар готовит, а врач... У человека две ноги, а у собаки… Ты смотришь глазами, а дышишь…Собака лает, а кошка… Певец поет, а строитель…Трава зеленая, а небо… Машина едет, а лодка…Птица летает, а змея… Птицы живут в гнездах, а люди… Зимой идет снег, а летом… Из шерсти вяжут, а из ткани… Балерина танцует, а пианист… Дрова пилят, а гвозди…
Материалы различной фактуры
Цель: развитие сенсомоторики, тактильной чувствительности.
Перед детьми на стол выкладывают квадратики с различной фактурой (наждачка, бархат, гладкое, ребристое, колючее и т.п.). Каждый материал дублирован. Сначала дети разглядывают и ощупывают различные материалы обеими руками. Затем сообщают, одинаково ли они их ощущают разными руками. Затем с закрытыми глазами находят 2 одинаковых материала.
Что сегодня на обед?
Цель: развитие сенсомоторного внимания, умения ориентироваться по клеткам. Перед ребенком лежит поле, в каждой клетке которого нарисована различная пища для животных (9 – 15 клеток, в центре пустая клетка - старт). «Сейчас мы узнаем, чем сегодня пообедал зайчик (слон, медведь, пчела и т.п.). Я буду называть клеточки, по которым он прошел, а ты через 3 шага назовешь его обед. Одна клетка вниз, одна вправо, одна вниз. Одна клетка вверх, одна влево, одна вниз и т.д. Вариант. Ребенок запоминает меню по прошедшим клеточка (обед из 3 блюд). Животные меняются каждый кон. Можно использовать киндер – игрушки.
Кляксы
Цель: Развитие воображения, мышления, речи. Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов. Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым
Говори наоборот
Цель: развитие внимания, мышления. Ребенок ловит мяч и говорит противоположное слово. ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ, БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ, КРАСИВЫИ – БЕЗОБРАЗНОСТЬ, ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ, ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ, УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЁГКИЙ, ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ, БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ, ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ, ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ, ДЕНЬ – НОЧЬ, ЗИМА – ЛЕТО, ГОРЬКИЙ – СЛАДКИЙ, ВЫСОКО – НИЗКО, ПОЛ – ПОТОЛОК, ДАЛЕКО – БЛИЗКО, ГОРЯЧО – ХОЛОДНО, ТИХО – ГРОМКО
Есть или нет?
Цель: развитие внимания, мышления. Дети встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!» Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?
Бывает – не бывает
Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать.
Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно. ПАПА УШЁЛ НА РАБОТУ. ПОЕЗД ЛЕТИТ ПО НЕБУ. КОШКА ХОЧЕТ ЕСТЬ. ЧЕЛОВЕК ВЬЁТ ГНЕЗДО. ЗАЙЧИК ПОШЁЛ В ШКОЛУ. ЯБЛОКО СОЛЁНОЕ. БЕГЕМОТ ЗАЛЕЗ НА ДЕРЕВО. ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ. ДОМ ПОШЁЛ ГУЛЯТЬ. НА БЕРЁЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ. ВОЛК БРОДИТ ПО ЛЕСУ. В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ ЧАШКА. КОШКА ГУЛЯЕТ ПО КРЫШЕ. ЛОДКА ПЛЫВЁТ ПО НЕБУ. ДЕВОЧКА РИСУЕТ ДОМИК. ДОМИК РИСУЕТ ДЕВОЧКУ. НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ. ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ. РЫБА ПОЁТ ПЕСНИ. КОРОВА ЖУЁТ ТРАВУ. МАЛЬЧИК ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ. ХВОСТ БЕЖИТ ЗА СОБАКОЙ. КОШКА БЕЖИТ ЗА МЫШКОЙ. ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ. ДЕРЕВЬЯ ВОДЯТ ХОРОВОД. МАМА ГЛАДИТ БЕЛЬЕ. МАМА МОЕТ ПОСУДУ. ШАРИК ЛЕТИТ ПО НЕБУ. ПТИЦА ВЬЕТ ГНЕЗДО. МАЛЬЧИК КУСАЕТСЯ. КОРОВА ТАНЦУЕТ. ЛОДКА ПЛЫВЕТ ПО МОРЮ. ДЕРЕВО БЕЖИТ ПО ДОРОГЕ. ТАПОЧКИ СТЕКЛЯННЫЕ. ДОМ СТОИТ БЕЗ ОКОН. НА ЕЛКЕ ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ. ЛИСА ХОДИТ ПО ЛЕСУ. В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ КИСЕЛЬ. КОШКА ЛАЕТ НА СОБАКУ. ЧАЙКА ЛЕТИТ ПО НЕБУ. ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КУКЛОЙ. КУКЛА ИГРАЕТ С ДЕВОЧКОЙ.
Птица - не птица (для детей с 5 лет)
Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления.
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи...Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Прилетели птицы: Голуби, синицы Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы.
Три пункта
Цель: развитие объема внимания, памяти.
Ребенку предлагается занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом выслушать и запомнить три пункта задания. Затем взрослый говорит: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например: самое простое задание:
- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
Усложненное задание:
- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С". Количество пунктов можно увеличить до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми.
Слово в секрете
Цель: развитие внимания, произвольности и саморегуляции.
Взрослый называет разные слова, а дети должны их четко повторять. Но есть одно условие: названия цветов - это секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, дети должны молча хлопнуть один раз в ладоши. Варианты: нельзя повторять названия животных; нельзя повторять имена девочек и т.д. Усложнение - игра с одновременным использованием двух правил.
Например: 1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком; 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
Угадай по описанию
Цель: развитие мышления: анализ и выделение существенных признаков.
Для упражнения необходим набор карточек с изображением разных предметов (до 30 шт), которые раскладываются перед детьми. "Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуйте угадать, что я загадала. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Вопросы можно задавать только о свойствах этих предметов. Например: "это круглое?"; "это красное?"; "это длинное?"; "это легкое?"; "из этого едят?"; "это деревянное?"; "у этого есть ручка?". Если игра оказывается слишком трудной, предложите детям откладывать в сторону те предметы, которые не подходят. Например, если на вопрос "это круглое?" был ответ "нет", можно убрать со стола все круглые предметы. Можно также сократить количество карточек. Вариант. Ребенок рассказывает о одном из этих предметов, не произнося его названия, а другие дети - отгадывают.
Профессии
Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать.
Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: КТО ВОДИТ АВТОБУС? КТО ГОТОВИТ ЕДУ? КТО ШЬЕТ ОДЕЖДУ? КТО РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ? КТО ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ? КТО СТРОИТ ДОМА? КТО РИСУЕТ КАРТИНЫ? КТО УЧИТ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ? КТО ПОЕТ ПЕСНИ? КТО ИГРАЕТ В КИНО?
Противоречия
Цель: развитие лабильности мышления, расширение моделей поведения.
Дети встают полукругом. Взрослый, поочередно бросая детям мяч, спрашивает, что они любят и почему. После этого психолог таким же образом выясняет, что не любят дети и почему. Затем взрослый называет какое-либо плохое явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положительную сторону этого явления. Например:
- Плохо, когда идет дождь.
- Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.
- Или: Зато все растения получат влагу и отмоются от пыли. И т.п.
При возникновении затруднений взрослый сам называет положительную сторону какого-либо явления. Упражнение можно построить как диалог: один из участников говорит, что есть плохого, а другой - что хорошего в том или ином явлении.
Добавь слово
Цель: развитие слуховой памяти.
Один ребёнок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а потом назвать своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объём памяти.
Я положил в мешок
Цель: развитие внимания и памяти
Взрослый начинает эту игру: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут…" (Порядок тот же.). В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
Цифра, вставай!
Цель: развитие концентрации внимания, закрепление цифр.
Каждому ребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когда произносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает свою цифру. Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.
Вопрос – ответ
Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать
Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:
- Какое из животных больше – лошадь или собака?
- Утром люди завтракают. А вечером?
- Днём на улице светло, а ночью?
- Небо голубое, а трава?
- Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?
- Что такое Москва, Петропавловск - Камчатский, Хабаровск?
- Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?..
- Какие ты знаешь виды транспорта?
- Чем весна отличается от осени?
- На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
- Для чего нужны автомобилю тормоза?
- Что общего между белкой и кошкой?
- Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
Школьные правила
Цель: повышение школьной компетенции
«Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит».
«Если я спрошу о том, что можно делать на уроке – вы хлопнете в ладоши. Если о том, что нельзя – потопаете ногами.
Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Вставать и ходить по классу. Есть конфеты. Разговаривать с соседом по парте. Писать в тетрадях буквы. Рисовать в учебнике. Рисовать в тетрадях машинки.
Что потом?
Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.
Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности. Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.
ЗИМА – ВЕСНА СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ ДЕНЬ – ВЕЧЕР ЛЕТО – ОСЕНЬ СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЯТЬ – ШЕСТЬ НОЧЬ - УТРО
Сравнение предметов (для детей с 6 лет)
Цель: развитие мыслительных операций.
У ребенка спрашивают: "Ты видел муху? А бабочку?" После предлагается их сравнить: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Пары слов для сравнения:
- МУХА И БАБОЧКА
- ДОМ И ИЗБУШКА
- СТОЛ И СТУЛЬЯ
- КНИГА И ТЕТРАДЬ
- ВОДА И МОЛОКО
- ТОПОР И МОЛОТОК
- ПИАНИНО И СКРИПКА
- ШАЛОСТЬ И ДРАКА
- ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
- ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.